Божественная литургия в день памяти блаженной Ксении Петербургской

Божественная литургия в день памяти блаженной Ксении Петербургской

опубликовано в: Богослужения | 0

6 февраля 2020г.
В день памяти блаженной Ксении Петербургской, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Виктор Московский с клиром, протоиереи Богдан Сойко, Михаил Мокрополов, Андрей Дьяконов, архимандрит Александр (Арва) и другие священнослужители.

За богослужением молились настоятельница Толгского монастыря игумения Варвара (Третьяк), матросы-срочники учебного центра ВМФ, базирующегося на Васильевском острове, и их командиры.

Чтец храма Преображения Господня в Лигове Евгений Панов рукоположен во диакона.

Митрополит поздравил верующих с днем памяти блаженной Ксении Петербургской, заступницы и молитвенницы города на Неве.

“Более двухсот лет сюда, на Смоленское кладбище, приходит православный народ, чтобы помолиться блаженной старице, угоднице Божией Ксении, – сказал владыка в проповеди. – Мы говорим ей обо всех проблемах, которые есть в нашей жизни, ее гроб стал источником многих исцелений, сохранения судеб человеческих, особенно это касается семей. Она до сего дня предстоит у престола Господня и испрашивает нам многие милости Божии. Поэтому к ней никогда не зарастает тропа: ежедневно приходят тысячи и тысячи людей, чтобы преклонить колена у ее гроба и помолиться о спасении души. Чем же блаженная Ксения стяжала такой дар Божий? Об этом сказано в тропаре – “смирением крестным силу Божию восприяла еси”. Мы не должны забывать об этом, чтобы ответить на вопрос – что нам делать? А надо встать на путь смирения. Когда человек приходит в монастырь, там всегда учат смирению. Сначала послушнику дают самое непочетное, простое, грязное, трудное послушание. Так он получает первые уроки смирения. Потом старцы его учат, чтобы он от своих мыслей, воли, самочиния отрекался. Так постепенно он возрастает для более ответственных послушаний”.

“Недавно я посещал монастырь святого Саввы Освященного, – продолжил архипастырь. – Когда бываю там, прихожу в келью, где подвизался преподобный Иоанн Дамаскин. Мне нравится эта келья, я туда спускаюсь на некоторое время. Иоанн Дамаскин пришел в этот монастырь, будучи министром дамасского правительства. Слава о нем гремела по всему православному Востоку. Его знали как защитника иконопочитания, которому Матерь Божия пришила отсеченную руку. И вот, такой человек просит принять его в послушники. Его знали и как составителя канонов, гимнографа, писателя, публициста. Он думал, что будет заниматься в тиши обители именно этим – писать книги, сочинять гимны. Но старцев это не заинтересовало, им было важно другое – чтобы он стяжал спасительное смирение. Ему поручили плести корзинки. Он целый день их плел, а потом нагружал себе на плечи и нес продавать в Иерусалим. Причем ему велели торговать по самой высокой цене, вдесятеро больше обычной. Он стоял на рынке, а все над ним смеялись: “Ну кто у тебя купит корзинку за такие деньги?” А он стоял и терпел. Однажды его увидел один друг и скупил все сразу по этой высокой цене”.

“Как-то у одного монаха умер родственник, и он попросил Иоанна Дамаскина: “Напиши мне молитву, чтобы я мог помолиться за брата”. Иоанн, несмотря на то, что старцы запретили ему что-либо писать, нарушил запрет и написал канон, который мы читаем за погребением, – рассказал владыка. – Старцы узнали об этом и дали ему новое послушание – убирать туалеты: “Вот этой рукой, которую тебе Божия Матерь пришила, будешь чистить отхожие места”. Он пошел, показав, что действительно достиг смирения. Ему разрешили писать каноны, и он много написал. Вспоминаю еще один случай, описанный у преподобного Иоанна Лествичника. Некий правитель города, тоже гордый человек, решил спастись и ушел в монастырь. Там знали, что он гордый, и дали ему послушание стоять у ворот обители и всем кланяться, кто бы ни проходил. Более того, он должен был всех просить: “Помолитесь за меня, я страдаю падучей болезнью”. Семь лет он кланялся и кланялся, стяжав смирение. Вот так учили в монастырях”.

“А кто нас будет учить смирению? В первую очередь, конечно, Господь. Он говорит в Евангелии: “Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место” (Лк. 14:8-9). То есть надо, когда приходим в гости, всегда занимать последнее место, а мы норовим сесть на первое, как будто там еды больше или она лучше. Это ведь по гордости бывает – стараемся оказаться в “президиуме”, а не в хвосте. Пример смирения Господь показывает и на Тайной вечере, когда, опоясавшись полотенцем, омывает ноги ученикам. Мы любим, чтобы нам кто-то прислуживал, а надо самим прислуживать людям. В Писании много примеров смирения. Можно еще вспомнить царя Давида, которому какой-то человек стал кричать: “Ты кровопийца, беззаконник, преступник!” Стража хотела его тут же убить, но царь сказал: “Остановитесь! Этого человека послал мне Господь за мои грехи”. Мы иногда думаем: почему нас поносят? За грехи! Пусть не за эти – иногда и клевета бывает. За наши грехи Господь посылает кого-то нас оклеветать, и нам нужно подставлять себя под этот “камнепад” обвинений, поношений, поруганий, иначе мы никогда смирения не достигнем. Нужно избегать людей, которые нас хвалят. От похвал мы не вырастем. А если ругают – эти люди посланы от Бога, чтобы смирить нас. Блаженная Ксения своей жизнью показала это. Она понесла страшное бесчестье – как над ней надругались, смеялись! А у нее ведь одна была цель: спасти себя и мужа, чтобы там, на том свете, они могли быть вместе. Вы не думайте, что на том свете муж и жена обязательно будут вместе – нет! Если один подвизается, в храм ходит, а другой нет, как они могут быть вместе? Для этого надо все вместе делать: молиться, в храм ходить, причащаться. Тогда и на том свете будете вместе. Ксения блаженная молилась и вымолила мужа, и себя спасла. Более того – на ее могилу ходят люди и спасаются, получают подкрепление в вере. И многих она привела ко Христу за двести с лишним лет, которые прошли после ее смерти. Поэтому сегодня мы и молились, благодарили ее за милость к нам и всем, кто сюда приезжает, просили, чтобы она и детей наших вразумляла, и пастырям помогала иметь ревностную веру, и всем, кто ее почитает, помогала в жизни, чтобы все мы пришли ко Христу и спаслись. Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас!” – завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие.

Отец Виктор поблагодарил владыку за молитву и сказал: “Я уверен, что и Ксения Блаженная в этот день радуется вместе с нами. В этом городе она родилась, жила, несла подвиги, поднимала кирпичики на этот храм, молилась в этом храме, любила его и обрела вечное упокоение на Смоленском кладбище – рядом с этим храмом”.

Правящий архиерей и сопровождавшие его лица прошли в часовню блаженной Ксении Петербургской и помолились у мощей святой.

Храм на Смоленском кладбище был построен по проекту профессора Алексея Иванова. По преданию, блаженная Ксения помогала строителям – по ночам носила кирпичи на леса. 27 октября 1790 года был освящен главный алтарь. В 1940 году храм закрыли. Он был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года.

Святая Ксения была женой полковника Андрея Петрова, служившего придворным певчим. Двадцати шести лет она овдовела и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала имущество бедным и, как бы забыв свое имя, называла себя именем покойного мужа – Андреем Федоровичем. Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему их в центр бытия. Так Ксения взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради.

ИА “Вода живая”,
06.02.20