(2019-03-10 20:57:49 GMT+03:00)

опубликовано в: Богослужения | 0

10 марта 2019г.
В Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, свт.Тарасия патр.Константинопольского, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Божественная Литургия.

Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Виктор Московский, священник Иоанн Московский, протодиакон Вячеслав Паляница, диакон Сергий Мороко и диакон Иоанн Надолинский.

После сугубой ектении была совершена молитва о мире на Украинской земле.

Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор
Смоленского храма по управлением регента Полины Фоменко.

Фото: Николай Белков
#ГлобусМитрополии #ЦерковьВПетербурге
#КсенияБлаженная #СмоленскоеКладбище

Сыропу́стная Неде́ля – последнее воскресенье перед Великим Постом, этим днем заканчивается сырная седмица. Всего Церковью установлены три подготовительных седмицы и четыре подготовительных недели (воскресенья) к Великому Посту. Сыропустная неделя – последний день употребление в пищу молочных продуктов (в том числе сыра). Мясную пищу прекращают вкушать в предыдущий понедельник (после Недели о Страшном суде (мясопустной).

Термин «…пуст» обозначает, оставление, прощание с чем-то. В Неделю (воскресенье) мясопустную мы последний раз едим мясо и прощаемся с ним, а затем начинается Седмица сырная, само название предписывает есть сыр (и другие молочные продукты). Но прощаемся мы с сыром не в субботу (календарное окончание церковной недели!), а в первый день уже следующей недели (как и с мясом!) — Недели (воскресенья) сыропустной — последний раз едим сыр и «отпускаем» его. А на другой день — понедельник — строгий пост — начинается первая седмица Великого Поста.

В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая (см. Быт. 3:24).

Сыропустная неделя также называется «Прощёным воскресеньем», т.к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в Пост.

Прощёное воскресе́нье – называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

История чина прощения

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

9 марта 2019г. Всенощное бдение. Богородице Дево радуйся.