Божественная Литургия в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены в храме Смоленской иконы Божией Матери

Божественная Литургия в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены в храме Смоленской иконы Божией Матери

опубликовано в: Богослужения | 0

3 июня 2018г.
В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена Божественная Литургия. Богослужение совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Виктор Московский, протоиерей Богдан Жук, протодиакон Николай Фоменко и диакон Сергий Мороко.

После сугубой ектении настоятель вознес молитву о мире на Украине.

После чтения Евангелия протодиакон Николай Фоменко огласил Патриаршее обращение (http://www.patriarchia.ru/db/text/5208777.html) в связи с Международным днем защиты детей.

Также по благословению Святейшего патриарха Кирилла, 3 июня во всех храмах Русской Православной Церкви был организован (http://www.patriarchia.ru/db/text/5210629.html) общецерковный сбор средств на нужды беременных и женщин с детьми в кризисной ситуации.

По окончании Божественной Литургии, на заупокойной литии, были вознесены молитвы о упокоении душ сотрудников российской полиции, погибших при исполнении служебного долга.

Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.

В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается празднество всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным.

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно.

Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и иноков, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, также не знаем имен тех, кто погиб за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своей веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святителей, подвижников. С укреплением христианства на Руси начали чтить благоверных правителей и правительниц и преподобных иноков. Также мы чтим защитников древлего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верны православной вере, принятой Русью во времена князя Владимира.

Совсем недавно, в прошлом столетии, жили те, кого мы сейчас почитаем как священномучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если обратиться к истории христианской Церкви, мы видим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. Праздник Всех святых известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых.

Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь Всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Фото: Николай Белков