Божественная Литургия в неделю 5-я по Пасхе, о самаряныне, день памяти великомученика Георгия Победоносца, Иверской иконы Божией Матери

Божественная Литургия в неделю 5-я по Пасхе, о самаряныне, день памяти великомученика Георгия Победоносца, Иверской иконы Божией Матери

опубликовано в: Богослужения | 0

6 мая 2018г.,
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне, день памяти великомученика Георгия Победоносца, Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012).

В храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена Божественная Литургия. Богослужение совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Виктор Московский, протоиерей Роман Грицишин, протоиерей Андрей Алексеев, иерей Павел Лущик, протодиакон Вячеслав Паляница, диакон Сергий Мороко и диакон Роман Жук.

После сугубой ектении настоятель вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии настоятель протоиерей Виктор Московский поздравил именинников с Днем Тезоименитства.

На Божественной Литургии молились воспитанники Детского дома № 40 г.Санкт-Петербурга, которые были доставлены на богослужение силами Молодежного клуба Смоленского храма. (https://vk.com/molodsmol)

Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.

В календаре нашей Православной Церкви нынешнее воскресенье, пятое по Пасхе, называется неделей о самарянке. В случае с самарянкой Спаситель совершил первую христианскую катехизацию. Он научил ее о Боге. Сказав, что Богу нужно поклоняться в духе и истине, Он уточнил: потому что «Бог есть дух». А значит, Он нематериален, не имеет человеческого образа и измерений человека с его потребностью есть и пить. Это был способ сказать ей, что наступил момент, когда то, что дано было знать древним в соответствии с их менталитетом и что привело к культу, выраженному в материальных жертвах, теперь надо превзойти. Нужно шагнуть на более высокую ступень понимания Бога и должного поклонения Ему – поклонения в духе и истине, а не посредством форм и жертв.

Теперь важным становилось именно то, что раньше было вторичным и совершенно игнорировалось, а именно сердце, душевное состояние, правда и истина, остававшиеся в тени обрядов, молитв и жертв. Это была подлинная духовная революция. Поэтому неудивительно, что привыкшие к старому никак не могли принять нового. Они не могли понять этого радикального изменения векового менталитета и традиций.

Еще Спаситель сказал самарянке, что Бог обитает повсюду, а не только в Иерусалиме или на горе Гаризим, и, будучи повсюду, видит и знает всё. Он сказал еще, что Бог, будучи Духом, бессмертен. Затем научил ее, какими должны быть отношения между людьми и Богом, сказал, что они должны устанавливаться посредством молитвы, а молитва должна совершаться в духе и истине.

Толкование выражения «в духе и истине» состоит в том, что все внешние формы приобретают ценность, только когда заполняются добрым сердцем, любовью, великодушием, жертвенностью ради блага другого, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, от пустословия, смирением, пребыванием в Церкви Христовой, зиждущейся на основании апостолов и доныне воздвигаемой по апостольскому преемству, в нашей Православной Церкви.

Молитва в духе и истине – молитва того, кто не пытается обмануть ни себя, ни Бога. Ведь того, что он говорит, не может знать никто, кроме духа человека и Духа Божия! Поэтому она – в духе и истине.

Этой молитве и научил Спаситель самарянку из сегодняшнего Евангелия. И вот благодаря тому, что она беседовала со Спасителем, она стяжала благодать быть поминаемой до наших дней. И память ее будет жива во веки веков.

Христианское предание сообщает нам, что эта женщина покаялась, стала одной из учениц Господа и проповедовала Его учение до самой смерти. И это не что-то невозможное, ведь она начала свою проповедь, когда только ушла от колодца и, придя в свое село, сказала: «Я видела Того, Кто, может быть, Мессия!». (https://pravoslavie.ru/70721.html)

Фото: smolhramspb.ru