(2015-09-24 22:33:39 GMT+03:00)

опубликовано в: Богослужения | 0

В помещении молодежного отдела Санкт-Петербургского епархиального управления 22 сентября состоялись слушания проекта “О церковном браке”.

Проект подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права по итогам изучения отзывов общецерковной дискуссии 2013 года, а затем доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Святейший Патриарх Кирилл.

Обсуждение проекта в Санкт-Петербургской епархии по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия возглавил председатель комиссии по проблемам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев.

Отец Александр рассказал, что присутствовал на подобном обсуждении в Тихвинской епархии, и там по многим пунктам развернулась горячая дискуссия. “Думаю, в итоге, после учтенных замечаний, документ будет выглядеть совсем не так, как выглядит сейчас; так было и с недавно принятым документом “Об участии верных в Евхаристии”, – сказал протоиерей Александр Дягилев.

На слушаниях присутствовали представители шестнадцати приходов епархии – как духовенство, так и миряне. Уточнения и дополнения были высказаны по большинству пунктов документа. Так, подверглось сомнению само определение цели христианского брака в начале документа: “Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве”. Недостатком этой формулировки была признана ее неточность: единения с Богом может достичь и одинокий человек; потребность восхождения в горний мир возникла в результате грехопадения – до грехопадения человек и так был с Богом, – а вот заповедь о браке была провозглашена, когда люди еще находились в раю (Быт. 1:27). Взамен был предложен другой вариант: “Цель христианского брака – явление полноты образа Божия, реализация замысла Божия о человеке и один из путей обретения единства со Христом в Церкви”. Кроме того, слова “Таинство брака” было предложено везде заменить на “Таинство венчания”.

Не устроили присутствовавших и причины, допускающие безотлагательное венчание без заключения брака в органах ЗАГС; все согласились с тем, что конкретные причины перечислять не следует: поскольку в тексте указано, что венчание в том или ином экстренном случае может быть совершено по благословению правящего архиерея, степень уважительности той или иной причины нужно оставить на его усмотрение.

Участниками слушаний было сделано важное уточнение: в тексте необходимо заменить словосочетание “гражданский брак” определением “брак, зарегистрированный в государственных органах” (или “зарегистрированный брак”), поскольку всё чаще под гражданским браком понимается не оформленное документально сожительство.

Дискуссия развернулась и на животрепещущую тему осознанности вступления в брак, вновь прозвучали слова о предвенчальной катехизации.

Подверглась сомнению необходимость указывать предельный возраст вступления в брак: в указанных в документе правилах Трулльского собора за номерами 24 и 88 прямых запретов венчаться людям, перешедшим тот или иной возрастной порог, нет. Кроме того, было замечено, что понятие о преклонном возрасте с первых веков христианства претерпело значительные изменения.

Не могло не вызвать споров все, что касалось расторжения брачных союзов, освященных Церковью. Например, причина для развода “отпадение одного из супругов от православия” вызвала резонный вопрос: что же можно считать таковым “отпадением” – кризис веры, нежелание жить церковной жизнью? Очевидно, это не может быть причиной для расторжения брака – хотя бы в силу того, что кризис может быть преодолен, и “отпавший” вернется в лоно Церкви. Следовательно, решили участники слушаний, уважительной причиной может быть признано только склонение другого супруга к уходу из Церкви и запрет воспитывать детей в православной вере. Из числа заболеваний, препятствующих продолжению брака, было предложено исключить сифилис в связи с его излечимостью.

В проекте документа также прописано, что желающим развестись супругам необходимо до обращения к епархиальному архиерею побеседовать с приходским священником. Все присутствующие согласились с тем, что это не всегда может быть исполнено (например, супруги ходят в разные храмы, у них разные духовники) и не всегда полезно (отнюдь не всякий приходской священник может провести эту беседу на должном уровне; речь идет не о том, чтобы зафиксировать противоречия между супругами, а о том, чтобы по возможности сохранить брак). Было высказано предложение, что при наличии в епархии комиссии по вопросам семьи лучше обращаться именно туда. “Если будет видно, что шансы примирить супругов есть, – сказал протоиерей Александр Дягилев, – их можно будет направить на различные занятия, тренинги, подобные тем, что проводятся в рамках православного центра “Супружеские встречи”.

Проект документа “О церковном браке” направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 октября сего года.

ИА “Вода живая”,
22.09.15

Слушания проекта документа “О церковном браке” прошли в епархиальном управлении

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id=85815#ad-image-0

В помещении молодежного отдела Санкт-Петербургского епархиального управления 22 сентября состоялись слушания проекта