(2013-10-15 10:29:52 GMT+04:00)

опубликовано в: Богослужения | 0

«Живём один раз, поэтому всё надо попробовать!»

Это задорное полемическое восклицание в той или иной форме всегда звучит в спорах о человеческой свободе и будто бы «ограничивающих» её христианских заповедях.

Быть может, порой оно вызвано тем, что человеку, впервые пришедшему в храм, уже с порога начинают уныло (или агрессивно) твердить о том, чего ему нельзя, вместо того, чтобы радостно возвестить об обретении абсолютной свободы, дарованной Христом. Разумеется, в этом виноваты не Христос и Церковь, а фарисеи, род – увы! – вечный и неистребимый.

Христос недаром предупреждал нас бояться «закваски фарисейской». Об этом нужно говорить особо. Тем не менее, вопрос о «свободе» (именно в кавычках) отнюдь не сводится к упрощённым антиномиям «можно – нельзя».

Разумеется, в детстве и молодости нужно попробовать себя во всех доступных областях знаний и легальной деятельности, чтобы ненароком не зарыть талант в землю. С этим никто не спорит. Но каждый мало-мальски образованный человек (хотя бы в рамках Средней школы) знает, что каждому живому существу даны (Богом или природой – как хотите!) свои условия жизни, нарушение которых ведёт к беде.

Вряд ли нужно на практике проверять истинность закона всемирного тяготения, прыгая из окна небоскрёба без парашюта, или нырять без акваланга на большую глубину, чтобы запоздало понять: «Увы! Я не Ихтиандр!»

То же и в нравственной сфере. Вряд ли нужно в переполненном трамвае лезть к соседу в карман, чтобы испытать действенность заповеди «не укради» (помните: «Коселёк, коселёк… Какой коселёк?»). Нужно ли «сдавать» надоевших старых родителей в Дом пристарелых («чти отца своего и матерь свою»)?

Можно ли, утратив последние крохи порядочности (что присуще не только верующим, вне зависимости от религии, но и всем психически уравновешенным агностикам), отплясывать канкан в храме Христа Спасителя. Подобным образом, не нужно «пробовать» профессию киллера, путаны или шулера – результат заранее известен!

Впрочем, если человек осознанно выбирает профессию, ставящую его вне уголовного или нравственного закона, – остаётся лишь развести руками. Нравственные уроды были и будут.

Это заставляет нас задуматься о том, что абсолютной «свободы» (вне свободы во Христе) быть не может: отказываясь от не нами установленных норм физических или нравственных, мы попадает в рабство (уже без кавычек) беспощадных законов природы и губительных низменных инстинктов.

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)